Форум » ВТА ВВС СССР, Балашовское ВВАУЛ и г. Балашов » История Балашовского ВВАУЛ » Ответить

История Балашовского ВВАУЛ

GORA : В этом разделе представлены материалы по истории Балашовского ВВАУЛ В обоих случаях на авторство не претендую, обе статьи опубликованы в интернете и доступны. В первой статье опущены некоторые исторические события и факты, не указаны фамилии участников событий тех дней (заранее прошу простить). Основное - я попытался выделить важные и не совсем известные этапы создания и становления Балашовского ВВАУЛ с самого его основания, вам судить... Есть возможность сравнить и сделать выводы, ГОСПОДА. Полностью статью можно прочитать: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ Сокращенный вариант: "Вестник воздушного флота" Добавляем свой материал, комментируем, оставлять свои отзывы, Уважаемые посетители сего раздела...

Ответов - 8

GORA : Своими корнями история прославленного вуза уходит в октябрь 1930-го, когда на левом берегу реки Хопер появилась 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ и в небо Балашова поднялся первый курсант, положивший начало истории Балашовского летного. Проходят годы. И если оглянуться назад, в начало 30-х годов, и оценить свершившееся – это эпоха. В 30-х годах летчики-балашовцы осваивали Север и Восток страны, летали над песками Кара-Кумов. В годы Великой Отечественной громили фашистов на линии фронта и в глубоком тылу, перегоняли самолеты с Аляски, доставляли оружие, продовольствие и медикаменты партизанам, вывозили с оккупированной территории детей и раненых партизан. В послевоенные годы успешно летали и летают в Дальней и Транспортной авиации, летали на космических кораблях, учили летать на закупаемых в нашей стране самолетах летчиков Индонезии, Кубы, Вьетнама, Китая, Польши, Венгрии. Летчики-балашовцы побывали на всех континентах Земли. В ВТА от помощника командира корабля и выше – балашовцы. Летчики-балашовцы – это профессионалы, люди долга, патриоты своей Родины. БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ В конце 20-х годов определились основные направления укрепления обороноспособности нашей страны и строительства воздушного флота вообще и, в частности, гражданской авиации. Общее число гражданских самолетов предполагалось довести к концу первой пятилетки до четырех тысяч. Планировалось увеличить сеть воздушных линий, объемы перевозок, аэрофотосъемочных и авиахимических работ в сельском и лесном хозяйствах, широкое применение авиации на зверобойных и рыбных промыслах, обслуживание различных экспедиций. Был разработан комплекс мероприятий по развитию гражданской авиации в первой пятилетке, предусмотрено достижение темпов роста ее до уровня капиталистических стран. Для обеспечения реализации пятилетнего плана выделялось более 500 млн. рублей, кроме того, предполагалось привлечь до 100 млн. рублей местных средств на наземное оборудование, строительство самолетов, моторов, мастерских, авиационных школ. В такой обстановке Всесоюзное общество ГВФ создает в 1930 году авиационные школы в г. Батайске, Тамбове, Балашове. С 24 октября 1930 г. в г. Балашове начала формироваться 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ. В результате огромной помощи Президиума Балашовского горсовета к концу 1930 года были выделены необходимые помещения, мебель, а также транспортные средства –лошадь. Начался набор рабочих для строительства школы. Через месяц, 24 ноября 1930 г. строительство и формирование школы возглавил прибывший начальник школы Павел Александрович Блинов – опытный военный летчик и руководитель. С его прибытием ускорились темпы строительства, подготовка к приему студентов первого набора в количестве 300 человек. В феврале 1931 г. начали прибывать студенты из определенных Постановлением ВО ГВФ регионов страны, в основном с Поволжья, которые размещались в общежитии по ул. Советской в пятиэтажном здании, принадлежащем мельнице. В школу принимались мужчины и женщины в возрасте о 18 до 23 лет. Студенты обеспечивались стипендией: на курсе пилотов – 100 руб., на курсе техников – 70 руб. Срок обучения пилотов – 1,5 года, авиатехников –2 года. За февраль – апрель было принято 450 человек, из них пилотов – 95. 1 мая 1931 года состоялось открытие школы, закладка строительства авиагородка и жилого дома в городе на углу улиц Саратовской и Московской, ныне улицы Володарского и Ленина. На митинге по поводу открытия школы Осоавиахим г. Балашова передал школе самолет, на котором были организованы показные полеты для ударников школы. 9 мая 1931 г. студенты приступили к учебе. В мае 1931 г. начали поступать самолеты У-2, Р-1, П-5, а также прибыли летчики и техники из резерва РККА в количестве 11 человек. Создается первая, и пока единственная авиационная эскадрилья. В начале лета в школу стали прибывать на курс пилотов студенты из Осоавиахима, авиамеханики ГВФ и бортовые механики, которые сразу же приступили к полетам. Вместе с тем продолжалось строительство авиагородка, жилого дома в городе и надстройка учебного и административного корпусов. В августе 1931 г. состоялся первый выпуск подготовленных в авиашколе специалистов, который положил начало подготовке пилотов и авиатехников для ГВФ. В ноябре 1931 г. начался второй массовый набор в школу. К этому времени была укомплектована личным составом 1-я авиационная эскадрилья и начала формироваться вторая. Состояла она из 2-х отрядов, в которые входило по три звена. В каждом звене по 4 группы, в группе – 8 – 9 студентов-пилотов. В группе девушек 5 – 6 студенток-пилотов. Командир звена, как и летчик-инструктор, тоже имел группу студентов. Кроме центрального аэродрома готовились земельные участки под аэродромы на разъезде 217 км, Устиновка, Святославка, Родничок, М. Грязнуха. К этому времени школа получила два автомобиля для обеспечения учебного процесса. С 23 февраля 1932 года в школе отменяется звание "студент" и вводится "курсант", вводятся полностью дисциплины школ ВВС РККА, вводятся батальоны, роты, взводы, с расстановкой командно-строевого состава из резерва РККА. 7 августа 1931 г. выходит первый номер газеты “Взлет” – орган партийного, комсомольского и профсоюзного коллективов. Газета выходила один раз в пять дней, кроме того, издавалась газета в авиационных эскадрильях один раз в десять дней. Многотиражка “Взлет” являлась острым оружием в борьбе за успешное освоение летного дела, изучение авиационной техники, успешное строительство школы. В ней рассказывалось о людях, которые в сложных ситуациях в полете принимали правильные решения по сохранению экипажа и самолета. Школа неоднократно проводила выставку-демонстрацию населению самолетов ГВФ. 2 мая 1932 г. 22 самолета совершили перелет из г. Балашова в г. Саратов. В Саратове состоялся митинг, в котором приняли участие жители города, советское и партийное руководство Нижневолжского края. Осенью 1932 г. проводится выпуск пилотов и готовится авиаэскадрилья для полетов с курсантами зимой в лагере. В декабре самолеты перебазируются на аэродром 217 км и начинаются полеты в зимних условиях. Личный состав перевозился на аэродром по железной дороге. Осенью 1932 г. проводится выпуск пилотов и готовится авиаэскадрилья для полетов с курсантами зимой в лагере. В декабре самолеты перебазируются на аэродром 217 км и начинаются полеты в зимних условиях. Личный состав перевозился на аэродром по железной дороге. Зимой 1933 г проводится очередной набор курсантов, а весной – первый выпуск авиамехаников. В сентябре 1933 г. формируется третья авиационная эскадрилья. В 1933 году в школе вводится штат политического отдела. Осенью 1933 г. закончили школу пилоты второго набора. По инициативе городского комитета комсомола г. Балашова в 30-х годах было решено разбить зеленый сквер на бывшей Соборной площади. Сегодня парк имени Куйбышева – любимое место отдыха горожан. Зимой 1934 г. летчики школы выполнили первые упражнения с парашютом. К этому времени школа получила 31 планер. Была поставлена задача: освоить полеты на планерах. Эскадрилья приступила к полетам на планерной станции у села Б. Мелик. Первый полет на планере был выполнен по маршруту: аэр. Балашов – Родничок – Устиновка – аэр. Балашов. С 1 апреля 1934 г. была изменена система выплаты стипендий курсантам. Она теперь исчислялась по показателям успеваемости. При отличной успеваемости курсант-пилот получал 115 руб., а курсант-техник – 60 руб., при успеваемости на “хорошо” – соответственно 90 руб. и 55 руб., “удовлетворительно” – 60 руб. и 35, “слабо” – 40 руб. и 25 руб. Летом 1934г. введена стипендия имени Героев Советского Союза. Впервые в 1934г. в школу назначается Государственная комиссия для приема экзаменов. На эти экзамены выносятся дисциплины: - Техника пилотирования на самолетах У-2 и П-5 по слепым и ночным полетам; - Знание матчасти и эксплуатация самолетов У-2, П-5 и моторов М-11 и М-17; - Аэронавигационная подготовка. В июле 1934г. был произведен выпуск 3-го набора. За отличное окончание школы 19 выпускников-пилотов премированы начальником школы, ГУ ГВФ и ЦК Союза. К концу 1934 г. в авиагородке были построены 5 корпусов общежитий (1-5 дома). В начале 1936 г. девушки 6, 7, 8, 9 наборов переводятся в Батайскую школу ГВФ для продолжения дальнейшей учебы. В марте 1936 г. школа проводит 9-й набор пилотов и продолжается напряженная учеба. За отличную и хорошую успеваемость по военным дисциплинам группе курсантов присваивается звание ударника учебы и устанавливается повышенная стипендия. В 1938 году количество курсантов в школе было увеличено до 1600 человек. В связи с этим формируются 5 и 6 авиаэскадрильи. В июне – сентябре производится набор курсантов в количестве 751 человека. В июле и сентябре производится очередной выпуск из училища, 126 человек из которых оставлены инструкторами. Летом 1938 г. школа получила самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ, СТ-3, на которых в ноябре вылетала самостоятельно первая группа летчиков-инструкторов. В 1939 году школа работала в составе семи авиаэскадрилий. Так как самолетов в достаточном количестве не было, то на них летали по две смены. Это вызывало огромные трудности в подготовке самолетов и обеспечении их горючесмазочными материалами. 16 июля 1939 г. 3-я авиашкола ГВФ была переименована в Балашовское летное училище ГВФ. Источник: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ

GORA : Балашовское летное училище ГВФ В конце 30-х годов в сложившейся международной обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство принимают целый ряд мер по укреплению обороноспособности страны. ВВС требовались хорошо подготовленные летчики. В связи с этим в сентябре 1939 г. приказом НКО СССР №0134 от 17 августа 1939 г. Балашовское летное училище ГВФ было передано в состав ВВС РККА и на его базе формируется Балашовская военная авиашкола. В последнем приказе по Балашовскому летному училищу ВФ 14 сентября 1939 года написано: “С сего числа командование училищем сдал командованию 27 авиашколы ВВС РККА”. Начальник Балашовского училища ГВФ – А. И. КАЛИНИН. В связи с обострением международной обстановки в конце 30-х годов было обращено особое внимание на подготовку летного состава, как в количественном, так и в качественном отношении. Для этого накануне войны был создан ряд военных авиационных школ. Одной из таких школ была Балашовская военная авиационная школа пилотов. Ее создание проводилось на базе Балашовского училища ГВФ. Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 17 августа 1939 года № 0134 была назначена комиссия для приема от Гражданского Воздушного Флота вышеуказанного училища и 86-го завода. Комиссию в Балашове возглавил командующий ВВС Приволжскою военного округа полковник Скоблик. Балашовская военная авиационная школа Балашовская военная авиационная школа пилотов была сформирована на базе авиа училища ГВФ и 27-и Читинской военной школы пилотов, прибывшей к этому времени из г. Читы под командованием майора М.И. Тихомирова, полкового комиссара Ванюхина, начальника политотдела батальонного комиссара Дорохова. В школе было сформировано 4 учебных авиационных эскадрильи (в аэ два отряда, в отряде 4 звена, в звене три учебных группы). Летчики–инструкторы почти все были из бывшего училища ГВФ. Согласно списку – расчету летный н технический состав был передан в Балашовскую летную школу ВВС и зачислен в кадры ВВС РККА в количестве 144 человек. Из них 74 человека летно-инструкторского состава и 70 человек технического состава. Приказом НКО СССР № 0234 от 28 декабря 1939 года 27–й авиационной школе пилотов и Балашовскому училищу ГВФ было присвоено наименование “Балашовская военная авиационная школа”. После сформирования авиашкола сразу же приступила к подготовке летных кадров. Для полетов использовались аэродромы: центральный (Балашов), Родничок, Устиновка, лагерь Ковалевка, 217 км, М. Грязнуха. В течение зимы 1939–1940 годов шли интенсивные теоретические занятия с курсантами, и к весне 1940 года курсанты были готовы приступить к полетам. В апреле школа приступила к летному обучению курсантов. Полеты начались и на лагерных аэродромах. Время уплотнялось до крайности. К августу полностью было закончено обучение курсантов на самолетах У- 2 и Р- 5 и перешли к обучению на выпускном самолете СБ (скоростной бомбардировщик). В октябре был произведен первый выпуск летчиков с присвоением звания "лейтенант" из Балашовской военной авиационной школы. Большинство из них было направлено в строевые части, а часть выпускников оставлена в школе на должности летчика-инструктора. Однако не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования, и были выпущены из школы с присвоением воинского звания "сержант". В конце 1940г. приказом Наркома обороны СССР введено в действие новое Положение о прохождении службы летно-технического состава ВВС КА. Соответственно летные и технические школы стали выпускать не офицеров, а сержантов. Осенью 1940 года был сделан новый набор курсантов. Набрали больше, чем планировалось, и в феврале 1941 года часть курсантов была переведена во вновь организованную в гор. Поставы (БССР) летную школу. Однако в конце весны 1941 года произошло чрезвычайное происшествие (ЧП), которое сильно повлияло на повседневную жизнь и деятельность школы. На аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5. Предположительно, это была совершена диверсия. Военным советом ПриВО начальник школы и комиссар были освобождены от занимаемых должностей. Начальником школы был назначен подполковник Троян. В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор “о ненападении”, начала войну против Советского Союза. Начался очень трудный и в то же время героический период в истории СССР и его Вооруженных Сил – Великая Отечественная война. Необходимо было в кратчайшие сроки перестроить работу училища на военный лад, ускорить подготовку летчиков и отправку их на фронт. Многие военнослужащие, рабочие и служащие школы изъявили желание отправиться в действующую армию. В начале ноября 1941 г. организуется подготовка летчиков, и формируются авиационные полки для фронта на базе школы. В конце ноября был сформирован и ушел на фронт 621 ап на самолетах Р-5, а в конце декабря – 620 ап. Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно в первую военную зиму 1941 – 1942 гг. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены на них зимовать. Жили в палатках и землянках. Ухудшилось материально - техническое и продовольственное снабжение. Такое положение усугубилось еще тем, что, что вновь формирующиеся части в городе Балашове, забирали у курсантов школы часть обмундирования и снаряжения. В результате одетыми и обутыми осталось только 25% курсантов. А ведь надо было учиться, нести караульную службу, выполнять хозяйственные работы. В 1942 году школа начала готовить летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2. Фронт к этому времени приблизился к г. Воронежу. На территорию Балашовского и прилегающих районов фашисты начали забрасывать своих диверсантов, которых с помощью личного состава школы приходилось обезвреживать. Лагерный аэродром Родничок систематически подвергался налету фашистской авиации. Ежедневно в 22.40 с немецкой пунктуальностью прилетало 4-5 Ю-88 или Хенкель-111. По ракете не пойманного диверсанта вражеские самолеты начинали бомбить наш аэродром. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты после полетов с курсантами укрывались в капонирах или рассредоточивались на запасных площадках в радиусе 10-20 км от аэродрома по группам. Как правило, выводилось из строя летное поле, которое утром засыпалось, и снова начинались полеты с курсантами. В связи с приближением фронта (а он уже был в Воронеже) Верховное Главнокомандование Красной Армии приняло решение перебазировать Балашовскую военную авиационную школу в г. Славгород Алтайского края. Перебазирование школы проходило в августе 1942 г. На новом месте личный состав школы столкнулся с большими трудностями, т.к. пришлось начинать все сначала: строить аэродромы, жилье, создавать учебную базу. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт. Эта школа просуществовала недолго. В начале 1946 года она была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия (АДД), а в июле 1946 года – расформирована. 1 августа 1943 года в г. Балашове на базе Балашовской ВАШП, эвакуированной в сентябре 1942 года в г. Славгород, формируется 2-я ВАШПО. Постоянный состав прибыл из других школ ВВС КА. Переменный состав в количестве 500 человек – офицеры, бывшие политработники, переданные на строевые должности согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 24.5.1942 г. Ими были укомплектованы две авиаэскадрильи, 3-я аэ укомплектована сержантами, прибывшими с курсов заместителей командиров рот по политчасти в связи с расформированием этих курсов. В октябре 1943 г. при школе была сформирована запасная рота курсантов из бывших механиков Вольской школы авиамехаников. С 1 сентября 1943 г. школа приступила к обучению курсантов на самолете УТ-2 со сроком обучения 7 месяцев. В связи с Постановлением ГКО от 22.12.1943 г. о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов, 2-я ВАШПО к 15 апреля 1944 г. была передислоцирована из г. Балашова в город Ртищево, где продолжала работать до июля 1945 г., потом расформирована. Часть личного состава и авиатехники переданы во 2-ю Балашовскую ВАШП. Балашовская военная авиационная школа пилотов за период своего существования благодаря самоотверженному труду всего личного состава внесла значительный вклад в дело подготовки авиационных кадров и борьбы с фашистским агрессором на фронтах Великой Отечественной войны. Источник: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ

GORA : 2-й Балашовская военная авиационная школа пилотов (1944 – 1945 гг.) Становление (1944 – 1945 гг.). 22 декабря 1943 года Государственный Комитет обороны принял постановление о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. Этим постановлением было определено: – закончить формирование школы к 1 мая 1944 года; – годовым праздником школы считать 1 мая. Перед школой была поставлена задача в короткие сроки подготовить стойких, дисциплинированных летчиков-бомбардировщиков на грозном в то время пикирующем бомбардировщике Пе-2. Фактически формирование школы началось с 13 марта 1944 года, а закончилось 1 мая 1944 года. Для формирования школы постоянный состав и курсанты прибывали, в основном, из авиашкол. Так, летный состав прибывал из Энгельсского летного училища, Пермской, Кировобадской авиашкол и Омских курсов командиров звеньев, технический состав – из Вольской, Кировобадской и Энгельсской технических авиашкол. Преподавательский состав – из Энгельсской, Ворошиловградской и Тамбовской авиашкол. Курсантский состав – из Энгельсской, Пермской, Оренбургской и Иссык-Кульской авиашкол из солдат и сержантов, прибывших из частей действующей армии, из запасных полков и аэроклубов. Кроме того, постоянный состав Формировался из числа офицеров – участников Великой Отечественной войны, а служащие – из числа служащих Балашовской ВАШПО. Начальником школы был назначен участник Великой Отечественной войны полковник Николай Антонович Вевер. Формирование школы происходило довольно быстро. Уже через две недели после начала формирования в школе было 750 человек. В мае 1944 г. прибыло 38 летчиков-инструкторов. 12 апреля 1944 г. созданы 6 учебных групп, которые 14 апреля приступили к занятиям. Классов не было. Помещения, которые отводились для занятий, были заняты танковой школой, а часть классов находилась в полуразрушенном состоянии. Учебные занятия проводились в холодных помещениях, стоя. Только к концу мая были оборудованы классы. Школе была поставлена задача в мае 1944 г. приступить к полетам и подготовить 520 летчиков на самолете Пе-2. К этому времени начали поступать самолеты СБ и Пе-2. Самолеты частично получали непосредственно с заводов авиационной промышленности, а частично из строевых частей, принимавших участие в боевых действиях. Самолет СБ был переходным самолетом между самолетом первоначального обучения и Пе-2. Было организовано 4 авиаэскадрильи по 10 звеньев в каждой. В звене по 4 самолета. 1-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме Родничок; 2-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме М. Грязнуха; 3 и 4 авиаэокадрильи на самолетах СБ базировались на аэродроме Балашов. Личный состав школы, не считаясь со временем и трудностями, сумел своевременно подготовиться и начать полеты как с постоянным, так и переменным составом. На 1 мая 1944 года школа была укомплектована постоянным составом на 59%, а курсантами – на 26%. В мае 1944 года началась летная работа на всех аэродромах школы. А 18 мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное Знамя 2-й Балашовской военной авиационной школе пилотов, которое было вручено 4 февраля 1945 года. Это знамя и сейчас является Боевым Знаменем училища. Благодаря совместным усилиям летного, преподавательского, инженерно-технического состава школы к августу 1944 года был подготовлен первый отряд летчиков на самолетах СБ и Пе-2 из числа наиболее дисциплинированных курсантов, имевших ранее налет на других типах самолетов (УТ-2, Р-5 порядка 30 часов). Выпускные экзамены сдавали по: – теории и технике пилотирования; – матчасти самолета и мотора; – политической подготовке; – воздушно-стрелковой подготовке; – военно-химической подготовке; – строевой и физической подготовке; – воздушной навигации. 5 августа 1944 года в школе произведен первый выпуск военных летчиков. Было выпущено 25 человек. Всем им приказом ВВС КА № 0327 от 30 июля 1944 года было присвоено воинское звание “Младший лейтенант”. Из 25 выпускников 16 человек, летавших на СБ, было оставлено инструкторами в училище. Вчерашние курсанты стали учителями и воспитателями своих товарищей. Зима 1944-1945 гг. в жизни школы была трудной. Приходилось иногда вести занятия в неотапливаемых помещениях, в недостаточно оборудованных аудиториях, но учебный процесс проходил организованно и без срывов. Курсанты жили на центральной базе в Балашове, в Родничке и в М. Грязнухе в землянках. Для постоянного состава летчиков, техников, преподавателей жилищные условия тоже были трудными. Часть офицеров жила в городке в домах № 3, 4, 5, 6, часть в домах КЭЧ (улица Ленина, дома № 11, 24, 55, 8, 10 и Карла Маркса, дом № 5). Имеющегося жилого фонда на всех не хватало. Большая часть офицеров жила на частных квартирах в, пределах всего города, а это значительно снижало боевую готовность, т. к. на сбор личного состава уходило много времени. К годовщине 1 мая 1945 года школа подготовила и отправила в части для фронта 50 своих выпускников на самолете Пе-2 и 21-го выпускника на самолете СБ работать инструкторами. В 1945 году было произведено два выпуска летчиков на самолете Пе-2, значительно превышающих первый как по количеству, так и по качеству. Это стало результатом повышения летного и методического мастерства летчиков-инструкторов, преподавателей, возрастания качества учебного процесса. С октября 1945 года школа получила наименование 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА. 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА (1945 – 1947 гг.). В декабре 1945 г. в Балашовское военное авиационное училище летчиков прибыли летчики из 3-й Чкаловской школы пилотов г. Ворошиловграда. В 1945 - 1946 годах училище продолжает выпуск летчиков на самолетах Пе-2, увеличивая количество выпускников и улучшая качество подготовки. В конце1945 начале 1946 годов училище переходит на полковую систему. Было организовано три учебных полка: 1полк базировался в Балашове; 2 полк базировался в Сердобске; 3 полк базировался в Петровске. 19 сентября 1947 года изменено действительное наименование училища на Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС СА. Источник: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ


GORA : Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС СА УЧИЛИЩЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1952гг.) Большое развитие в эти годы получает Авиация Дальнего Действия (АДД). Для укомплектования строевых частей, которые начали перевооружаться на новую современную технику, требовались высокоподготовленные летные кадры. А их могли подготовить только специальные авиационные училища. С этой целью решением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 10 октября 1947 года училище передано в состав Дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В этот период в училище начала поступать новая для училища авиационная техника. На смену СБ и Пе-2 стали поступать самолеты Ил-4, Ут-2, Як-18, а позже Ли-2. В это же время происходит и структурная реорганизация. Училище перешло на штат 4-х полкового состава, 1-й уап г. Балашов на самолетах Ил-4; 2-й уап г. Ртищево на самолетах Ут-2 и Як-18; 3-й уап г.Петровск, на самолетах Ил-4; 4-й уап г. Балашов, на самолетах Ут-2. Позднее, в августе 1949 года был организован 5-й уап в г. Ртищево на самолетах Ли-2. Обновляя учебную базу, изучая новую авиационную технику, училище продолжало готовить летчиков на самолетах Пе-2 по 1947 год включительно. В городах Ртищево и Петровске были развернуты филиалы, учебно-летного отдела. Летно-технический состав изучал и практически осваивал новую авиационную технику, готовился к инструкторской работе на самолетах Ил-4, УТБ-2 и Як-18. Уже к концу 1948 года основная масса летно-технического состава училища была готова эксплуатировать новые самолеты и обучать на них курсантов. В летний период полеты проводились как на основных, так и на полевых аэродромах. Так, в Балашове помимо центрального аэродрома использовались полевые: 217 км, М. Грязнуха, Святославка, Устиновка, Родничок, Турки, в Ртищево – Песчанка, Екатериновка I и II, в Петровске – Дрямово, Грязнуха. В 1948 году училище дало Военно-Воздушным Силам новый отряд летчиков для самолетов Ил-4 и УТБ-2. С 1949 года училище начинает осваивать новый тип самолета Ли-2, продолжая готовить летчиков на самолетах Ил-4 и УТБ-2. В этом году был проведен набор курсантов в январе, апреле, августе и ноябре в количестве более тысячи человек. В январе 1950 года при училище были организованы курсы по подготовке командиров кораблей на самолете Ли-2 из состава летчиков Дальней авиации. В марте 1951 года эти курсы были расформированы. По ходатайству командования училища приказом МО СССР № 00108 от 8 июня 1950 года был перенесен годовой праздник училища с 1 мая на 15 июля. Летом 1950 и 1951 гг. шла интенсивная летная работа пятью учебными полками. В 1951 г. был произведен выпуск большого отряда летчиков набора 1949 г. После окончания училища молодые летчики были направлены, в основном, в части Дальней авиации. Большой отряд выпускников оставлен в училище, они заменили опытных инструкторов, убывших во вновь формируемые Кировобадское и Уманское летные училища. В 1952 г. выпускники 1951 года приступили к обучению курсантов на самолетах Як-18 и Ли-2. В 1951 г. училище полностью перешло к обучению курсантов на самолете Ли-2. В 1951, 1952 и 1953 годах училище производило выпуск по три раза в год. Общее количество подготовленных летчиков за эти годы составило 2200 человек. Широким фронтом развернулась работа по благоустройству городка. Целый ряд учебных и казарменных помещений был капитально отремонтирован. Было восстановлено здание, где сейчас находится штаб училища, а занимаемая им площадь в здании УЛО отдана под учебные аудитории. Восстановлен и сдан в эксплуатацию жилой корпус № 4. Одновременно приводилась в порядок вся территория военного городка. В городке было мало зеленых насаждений, потому было принято решение озеленить городок. В работах по благоустройству училища активное участие принимал весь личный состав и семьи военнослужащих. Личным составом было высажено большое количество деревьев и кустарников, разбиты скверы и парки. В то же время был заложен фруктовый сад и создана цветочная оранжерея, построен стадион, вырыты два пруда. Все это в значительной мере способствовало улучшению быта личного состава училища. УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ВВС (1953 – 1958 гг.) 1953 – 1958 гг. являются важным этапом в развитии ВС СССР и в частности ВВС. Этот период характеризуется качественным и количественным ростом транспортных самолетов и вертолетов, что позволило ставить все более широкие и сложные задачи перед транспортно-десантной авиацией, которая переименовывается в военно-транспортную авиацию. Расширяются задачи и ответственность ВТА за обеспечение необходимой маневренности всех видов Советских Вооруженных Сил. В этот период училище передается из состава ДА в состав ВВС ПриВО и приступает к подготовке летчиков, для транспортной авиации. Организационная структура училища в 1953 году сохраняла пять учебных частей. В январе 1954 года был расформирован полк в г. Петровске. В июле 1954 года расформирован полк в Сердобске, а полк самолетов ЯК-18 в г. Балашове увеличен до пяти эскадрилий. Интенсивная летная работа начиналась, как правило в начале мая. Она проводилась на двух типах самолетов: на учебном и боевом. С раннего утра и до позднего вечера шла упорная работа по овладению летным мастерством. В 1956 году училище получило задачу подготовить теоретически, научить летать и обслуживать самолеты Ил-14 и Ан-2 два экипажа военнослужащих Вьетнамской армии, закончили, обучение в 1958 г. В 1958 г. эти экипажи были готовы к выполнению полетных заданий на самолетах Ил-14 и Ан-2. НА НОВОМ ЭТАПЕ В конце 50-х – начале 60-х годов училище вступило в новую фазу своей истории. Это было время перехода на учебный план и программы высшей школы, на подготовку специалистов с высшим образованием. В 1958 – начале 1959 годов училище начало получать самолеты Ил-14. В 1959 г. училище сделало выпуск летчиков-специалистов по самолету Ил-14. Это был первый выпуск по новому типу самолетов и последний по профилю средней школы. Для подготовки высококвалифицированных летчиков-инженеров приказом Министра обороны СССР от 25 мая 1959 года училище преобразуется в высшее и получает наименование "Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков". Источник: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ

GORA : Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков В 1959 году в училище впервые проведены конкурс вступительные экзамены, и первый курс был укомплектован юношами из гражданской молодежи и курсантами Каменской ВАУПОЛ. Этих курсантов предстояло обучить по программе высшего училища, подготовить из них летчиков-инженеров. В 1960 г. в связи с мероприятиями по сокращению вооруженных Сил СССР из училища было уволено большое количество подготовленных летчиков-инструкторов. Особенно это коснулось учебного полка на самолетах Ил-14, где летчики уже обучали курсантов на этом типе. Вместо подготовленных инструкторов прибыли летчики и техники из других училищ, которых нужно было научить летать на Ил-14. В течение лета 1960 г. Прибывшие летчики были переучены на самолет Ил - 14 и были подготовлены к обучению курсантов. В этом же году формируется учебный полк на самолетах Ил-12. Он укомплектовывается летным и техническим составом из Балашовского, Борисоглебского и Оренбургского училищ. Формирование и обучение проводилось на полевом аэродроме Родничок в лагерных условиях. В августе полк из Родничка перебазировался в Борисоглебск. В 1968 г. командиром этого полка был назначен полковник Н.Ф. Вертель, а в 1971 г. полк поэтапно, на самолетах Ил-14, перебазировался на аэродром г. Петровска. В 1960 г. учебный полк в г. Ртищево был укомплектован самолетами Як-18а вместо Ли-2. В 1959 – 1960 учебном году перед постоянным составов училища была поставлена сложная задача: за 1,5 месяца подготовить курсантов 1 курса (набора 1959 г.) к полетам на учебном самолете Як-18У. За такой же короткий срок необходимо было переучить и летно-инструкторский состав с самолета Як-18 на Як 18У, имеющий переднюю стойку шасси и лучшие аэродинамические качества. В 1962 году впервые предстояло провести обучение курсантов полетами ночью на самолетах Як-18У. Благодаря тщательной подготовке летного состава обучения курсантов полетам в ночных условиях было выполнено успешно. В 1962 – 1964 гг. полеты ночью с курсантами второго курса производились на аэродромах Ртищево, Борисоглебск, Балашов, Сердобск. В 1963 году состоялся первый в истории училища, выпуск летчиков с высшим образованием. Впервые за штурвал помощника и командира корабля в частях, инструктора в училище сели лейтенанты с высшей подготовкой. Это те выпускники, которые начали летать в училище на первом курсе, самостоятельно летали ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях. Многие из них стали командирами авиационных частей, командиров соединений и их заместителей. В. Коваленок и В. Зудов стали космонавтами. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР приказом Министра обороны СССР для училища были учреждены две именные стипендии – одна имени В.И. Ленина, а другая имени М.В. Фрунзе. Эти стипендии назначались лучшим курсантам – отличникам учебы, активно участвующим в общественной жизни и имеющим высокую воинскую дисциплину. В 1965 – 1966 учебном году была поставлена задача подготовить к полетам и научить летать курсантов второго курса на современном реактивном самолета Л-29, а курсантов 4-го курса – на новом типе транспортного самолета Ан-24. К 1966 году две авиационные эскадрильи Балашовского учебного полка были подготовлены к обучению курсантов на самолетах Ан-24. Остальные эскадрильи этого полка обучали курсантов на самолетах Ил-14. К концу 1967 года весь личный состав этого полка переучился на самолет Ан-24 и был готов к обучению курсантов. В 1965 году перед учебным полком первоначального обучения была поставлена задача подготовить постоянный состав к обучению курсантов на реактивном самолете Л-29. С этой целью была создана группа летного и технического состава для переучивания на этот самолет и перегонки его с аэродрома Ивано-Франковск на аэродром Ртищево. Теоретическое и практическое освоение самолета Л-29 проходило в Оренбургском ВВЛУЛ. Переучивание личного состава полка прошло в короткий срок без летных происшествий. В период весенней распутицы работа велась на аэродроме с ИВПП в Багай-Барановке. В апреле 1966 года полк приступил к обучению курсантов. В полку эффективно использовался тренажер ТЛ-29, который позволял отрабатывать почти все элементы полета, что положительно сказывалось на качестве летного обучения курсантов. Ежегодно проводились показательные катапультирования в воздухе с самолета Л-29. В 1969 – 1970 годах полк успешно освоил новые виды боевого применения самолета, Л-29 – тактическое и практическое бомбометание и пуск ракет. Обучение летного состава бомбометанию и пуску НУРС по наземным целям было успешно осуществлено на полигоне в районе г. Орска. Аэродромный маневр применялся и для освоения других сложных видов летной подготовки. Так, из-за отсутствия достаточного количества аэродромов с искусственными ВПП в периоды осенней и весенней распутицы практически исключалась возможность полетов в сложных метеоусловиях. В этих целях в 1968 году в г. Орск была направлена группа самолетов и летного состава Балашовского полка с задачей подготовки летных экипажей ночью в сложных метеоусловиях. Эта задача была успешно решена. В 1964 году по инициативе начальника училища полковника П.Ф. Лобарева и Балашовского ГК ВЛКСМ при училище была создана на общественных началах Школа юных космонавтов им. А.А. Леонова. Школа формируется из учащихся 8 – 9 классов школ г. Балашова без отрыва от основной учебы в школе. Начальником школы назначен участник ВОВ, летчик подполковник запаса Б.М. Бугарчев. Ежегодно школа осуществляет очередной выпуск. Большинство выпускников поступают и заканчивают Балашовское ВВАУЛ, многие – другие военные училища. В самом начале 70-х годов училищу предстояло решить серьезную проблему: в связи с восстановлением Борисоглебского училища необходимо было перебазировать Борисоглебский полк на другой аэродром. Был определен г. Петровск, где когда-то уже работал один из полков Балашовской авиационной школы. На этот раз пришлось все начинать сначала. Личный состав, в т.ч. и офицеры, были размещены в старых казармах барачного типа в два яруса. Абсолютно не было никаких объектов материально-технической базы полка, батальона обслуживания, подразделения связи и радиотехнического обеспечения полетов. Все предстояло построить и оборудовать в кратчайшие сроки, причем параллельно с выполнением главнейшей задачи – в ходе летного обучения курсантов. В апреле 1971 года в Петровок перебазировалась первая аэ Борисоглебского полка, а во второй декаде мая – третья. В этих сложных условиях летное обучение курсантов третьего курса было закончено в установленные сроки без летных происшествий. 10 октября 1971 года в Петровок перебазировались все остальные подразделения и управление полка, в истории которою открылись новые страницы. В 70-е годы последовательно вводились бетонные полосы в Балашове, Петровске и на рубеже 70 – 80-х годов в Ртищево. Оборудование этих аэродромов современными системами посадки позволило летать днем и ночью в сложных метеоусловиях в любое время года. В 1972 году вся страна готовилась успешно отметить 50-летие образования Союза ССР. К той дате готовился весь личный состав училища под командованием генерал-майора авиации В.А. Горбачева. В этот период больших успехов добились в учебно-боевой подготовке большинство частей и подразделений училища. Вводились в эксплуатацию служебные помещения и жилые дома на центральной базе и в гарнизонах, благоустраивалась служебная и жилая территория. В социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР включился весь личный состав училища. В результате за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР, Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР от 13.12., объявленным приказом МО СССР № 256 от 14.12.1972 года, училище награждено Юбилейным Почетным знаком. В начале 70-х годов в связи с новыми возрастными требованиями при назначении на должности командиров кораблей и последующие командные должности появилась необходимость ускорить подготовку выпускников по сложным видам, а, следовательно, и сократить сроки подготовки на класс. В этих целях было принято решение о войсковой летной стажировке курсантов 4 курса. К весне 1973 года было отобрано 60 курсантов, которые 10 мая прибыли в части ВТА. После согласования и окончательной отработки содержания, объема и конкретных вопросов стажировки курсанты приступили к наземной подготовке, а после сдачи соответствующих зачетов – к полетам на самолетах Ан-12. Конечной целью летной стажировки ставилась подготовка выпускника в качестве помощника командира корабля по минимуму командира. По окончании стажировки курсанты возвращались в училище для сдачи экзаменов по теоретическим дисциплинам и направлялись для прохождения службы, как правило, в части, где проходили стажировку. Там они после сдачи предусмотренных НПП зачетов сразу же приступали к полетам по достигнутому уже уровню. Все это значительно сокращало сроки подготовки на класс, а, следовательно, и назначения на должность командира корабля. В последующие годы при переходе ВТА на самолеты Ил-76 курсанты-выпускники сначала направлялись в части для наземной отработки практических вопросов эксплуатации этих самолетов, а несколько позже и для летной стажировки на Ил-76. Со временем летная стажировка курсантов 4-го курса стала проводиться не только в частях ВТА, но и в других частях ВВС. Поступление на вооружение частей училища более сложной авиационной техники ставило перед личным составом ряд сложных задач организационного и учебно-методического характера. Необходимо было в сжатые сроки организовать переучивание постоянного летного состава. За короткое время был полностью оборудован учебный корпус №2. Были созданы лаборатории электротехники, радиоэлектроники, авиационной автоматики, классы авиационною и радиоэлектронного оборудования самолетов, тренажные классы с кабинами учебного и боевого самолетов и другие учебные и вспомогательные помещения. В ноябре 1973 года на должность начальника училища был назначен полковник Николай Федосович Вертель. Помимо задач, связанных с подготовкой летчиков, транспортные полки училища систематически выполняли задачи по перевозкам личного состава и грузов в интересах училища, округа и ВВС. Кроме этих задач, личный состав училища выполнял задачи по оказанию интернациональной помощи другим странам. Так, в 1972 году была выполнена задача по переучиванию экипажей Войска Польского на самолеты Ан-26. Начиная с 1973 года, летчики училища оказывали помощь развивающимся странам на африканском континенте в перевозке народнохозяйственных грузов. Там пришлось эксплуатировать авиационную технику в трудных условиях – это и невиданная жара, и тропические ливни, и пыльные бури, и другие явления, с которыми впервые столкнулись наши экипажи. Однако, несмотря на эти трудности, задачи выполнялись в полном объеме и в Африке, и на Ближнем Востоке, и в странах Юго-Восточной Азии. Очень многие авиационные специалисты, штурманы, представители инженерно-авиационной службы, воздушные радисты в 70-е годы с честью выполнили поставленные задачи вдали от Родины. В 1974 году училище торжественно отметило свое 30-летие. К этому юбилею перед главным учебным корпусом была отстроена площадь, на постаменте установлен самолет Ил-14. Этот самолет перегнал с Оренбургского ВВАУЛ лично начальник училища Н. Ф. Вертель. Теперь появилась возможность в необходимых случаях построить все училище, собрать весь личный состав и военнослужащих, рабочих и служащих и членов их семей. На этой площади принимается присяга у молодых курсантов и солдат, проводятся торжественные построения в дни праздников и юбилейных дат училища. 3десь проходит церемония по случаю выпуска из училища очередного отряда летчиков. Эту Юбилейную площадь (такое название закрепилось ней с первого дня) посещают молодые авиаторы в дни их бракосочетания, сюда приходят проститься с родным училищем при убытии к новому месту службы, а ветераны и выпускники, которые живут в других городах и бывают в Балашове, приходят поздороваться со своим училищем. В 1977 году Балашовскому высшему военному авиационному училищу летчиков было присвоено имя прославленного авиационного полководца, дважды Героя Советского Союза, главною маршала авиации А. А. НОВИКОВА. 7 июля 1980 года училище и полк посетил Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации П.С. Кутахов. В 1980-1981 годах Балашовский полк успешно выполнил поставленные задачи, завоевал звание отличного полка, занял первое место в училище и первое место среди авиационных частей ВВС Краснознаменного Приволжского военного округа и был награжден переходящим Красным Знаменем Военного Совета ПриВО. К началу восьмидесятых годов в транспортную авиацию Вооруженных Сил СССР стала поступать новая современная и сложная авиационная техника. Это сразу повысило требования к профессиональной подготовке авиационных кадров и особенно в авиационном училище. Это, соответственно, наложило отпечаток на подготовку летчиков в нашем училище. В 1983 году был введен в строй новый учебный корпус. Семь кафедр переведены в новые помещения. За короткий срок были созданы: – методический класс учебно-летного отдела; – классы по самолету Ил-76; – 4 лингафонных кабинета на кафедре иностранных языков; – лаборатория кафедры физики; – лаборатории программированного обучения на машинах “ДВК-3”, “Искра-226” и “СМ-1420”. Уже к началу 1984 – 1985 учебного года в новом учебном корпусе было введено в строй 37 учебных помещений. Заниматься на самолетных тренажерах курсанты начинали почти одновременно с началом занятий по изучению авиационной техники на 2-м, а с 1991 – на 1-м курсе. Перед полетами в полку первоначального обучения курсанты летали на тренажерах самолета Л-29 (а с 1987 года на Л-410), а затем на 3-м курсе – на тренажерах самолета Ан-24. В 1984 году училище торжественно отметило свое 40-летие. К празднованию этой даты личный состав училища начал готовиться в 1982 году. К празднованию 40-летия была расширена Юбилейная площадь училища, построен летний кинотеатр рядом с курсантской казармой и учебным корпусом, на здании нового учебного корпуса были смонтированы А.М. Будкевичем макеты орденов “Победа” и “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР”, у входа в курсантскую столовую был сооружен фонтан, в авиагородке Ртищевского гарнизона был установлен на постаменте учебный самолет первоначального обучения Л-29. Много труда и энергии при подготовке к празднованию 40-летия училища вложили начальник училища генерал-майор авиации Н.Ф. Вертель, начальник политотдела полковник В.П. Пинаев, начальник штаба училища С.М. Мрачковский. В период 1980–1991 гг. училище продолжало выполнять задачи подготовки летных кадров для ВВС. Теоретическая подготовка курсантов проводилась, в основном, на центральной базе в учебном отделе, практическая (летная) подготовка – на учебной базе учебно-авиационных полков, а также в авиационных частях ВВС страны. Подлинной всесторонней проверкой действенности всего учебно-воспитательного процесса в училище, экзаменом на зрелость выпускников училища, является их практическая работа в войсках. Анализ отзывов на выпускников из частей показывает, что большинство молодых офицеров - летчиков с первого дня энергично берутся за дело, много труда вкладывают в овладение трудной, но почетной профессией военного летчика и в этом деле добиваются больших успехов. Летчики-выпускники училища, проходящие службу в частях военно-транспортной авиации, с достоинством и честью выполняют задания правительства страны по перевозке различных грузов как внутри страны, так и за ее пределами. Личный состав училища наряду с выполнением основной задачи по подготовке авиационных кадров также привлекался для оказания интернациональной помощи народам Африки, Ближнего и Среднего Востока, для выполнения задач по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Уфимской катастрофы и уборки урожая в различных регионах страны. В конце 1985 года училище стало готовиться к переходу на обучение на новом типе самолета первоначального обучения Л-410. Создавалась учебная база, новые учебные пособия, схемы, макеты и учебные аудитории. В мае 1986 года группа летчиков переучивалась на самолет Л-410. Закончив переучивание, они приступили к перегонке самолетов для полка первоначального обучения и параллельно к переучиванию его летного состава. В конце 1986 года начальником училища стал полковник К. В. Власинкевич, выпускник училища 1963 года, прошедший большой путь становления в частях и соединениях ВТА. Весной 1987 года курсанты 2-го курса в полку приступили летной практике на самолете Л-410. В этот период весь личный состав включился в активную работу по достойной встрече 70-летия Вооруженных Сил СССР. Результатом кропотливого и добросовестного труда командования училища, частей и всего личного состава явилось то, что в 1987 и 1988 годах училище занимало 1-е место среди летных вузов ВВС страны. В декабре 1988 года начались работы по очистке и углублению большого пруда в жилой зоне военного городка. Работа длилась 4 месяца. В апреле 1989 года пруд был заполнен водой и зарыблен. И сразу изменился микроклимат в жилой зоне. Пруд стал зоной отдыха и прогулок жителей городка, особенно детей. Те авиаторы, которые учились или служили в училище в пятидесятые и начале шестидесятых годов, помнят и часто рассказывают о красоте, уюте и ухоженности военного жилого городка. Вспоминают большие клумбы цветов перед Домом офицеров и каждым жилым домом, фруктовый сад и цветочную оранжерею у КПП-1, много зеленых насаждении и кустарников, ухоженные дорожки, прекрасные два пруда с лодочной станцией, где отдыхали семьи авиаторов и где но выходным н праздничным дням играл духовой оркестр. “Зеленый городок” – так называли центральную базу училища все те выпускники, которые заканчивали училище и уезжали в авиационные части ВВС страны для прохождения дальнейшей службы. Вспоминают также стадион, который был когда-то на том месте, где сейчас построен новый учебный корпус. Какие спортивные баталии разворачивались там в выходные, праздничные дни, да и в другое свободное от службы время. Стадион училища был рядом с жилой зоной, доступ туда был свободным, и он являлся прекрасным местом проведения не только занятий и спортивных соревнований военнослужащих, но и просто местом проведения досуга всех жителей городка. А зимой поле стадиона превращалось в прекрасный каток. По вечерам там включалось освещение, играла музыка и многие семьи военнослужащих, рабочие и служащие СА от мала до велика, устремлялись туда покататься на коньках, получить добрую порцию бодрости и здоровья. Как-то, при первом посещении училища, командующий ВВС Воронежского военного округа (тогда училище подчинялось ему) сказал: “Когда входишь на территорию вашего военного городка, хочется снять сапоги и надеть домашние тапочки”. Такая была чистота и уют на его территории. 1993 г. Училище перешло на пятилетний срок обучения. 1995 г. Училище начало готовить летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации ВВС РФ, а также для других министерств и ведомств. 1998 г. С августа Балашовское ВВАУЛ им. Главного маршала авиации А.А. Новикова переименовано в Балашовский военный авиационный институт. 2001 г. С сентября младшие курсы института переведены в г. Краснодар. 2002 г. С 1 сентября Балашовский военный авиационный институт реорганизован в Балашовский УАЦ и 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института. Источник: БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ

GORA : Балашовская военная авиационная школа пилотов начальники: полковник ТИХОМИРОВ Михаил Иванович; подполковник ТРОЯН; подполковник ПУШКАРЕВ Николай Федорович; полковник ОРАДОВСКИЙ Аркадий Зиновьевич; полковник ПУЦИКИН Илья Петрович. 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов начальники: с ноября 1941 г. - подполковник ПУШКАРЕВ Н.Ф.; 1944 г. - полковник ВЕРВЕР Николай Антонович; с декабря 1944 г. - полковник ОШУРКОВ Леонид Яковлевич; с 1945 г. - полковник МАСЛОВ Петр Никитович; с ноября 1946 г. - генерал-майор авиации СОКОЛОВ Алексей Николаевич; с декабря 1949 г. - гвардии полковник ГУСАРОВ Николай Сергеевич; Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков начальники: с марта 1953 г. - генерал-майор авиации АФОНИН Николай Григорьевич; 1964-1968 гг. - генерал-майор авиации ЛОБАРЕВ Иван Филиппович 1968-1973 гг. - генерал-майор авиации ГОРБАЧЕВ Владимир Александрович; с ноября 1973 по 1986 г.г. - генерал-майор ВЕРТЕЛЬ Николай Федосович; конец 1986 по 1991 гг. - генерал-майор авиации ВЛАСИНКЕВИЧ Константин Владимирович, выпускник училища 1963 года, прошедший большой путь становления в частях и соединениях ВТА; с июня 1991 г. - полковник БЕЗРУКИХ А.И., выпускник училища 1970 года.

GORA : Своими корнями история прославленного вуза уходит в октябрь 1930-го, когда на левом берегу реки Хопер появилась 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ. В феврале 1931 года в Балашов начали прибывать студенты, в основном из Поволжья. В школу принимали мужчин и женщин в возрасте от 18 до 26 лет. Будущим пилотам предстояло учиться полтора года, а авиатехникам - два. К апрелю в школу приняли 450 человек, 95 из них должны были стать пилотами. Открытие школы состоялось 1 мая 1931 года. Тогда же произошла закладка авиагородка. Балашовский Осоавиахим передал в дар школе самолет. В этом же месяце стали поступать самолеты У-2, Р-1 и П-5, из резерва ВВС РККА прибыли 11 летчиков и техников, была создана 1-я авиационная эскадрилья. Спустя три месяца авиашкола провела первый выпуск специалистов для ГВФ. Уже в ноябре прошел второй массовый набор, позволивший сформировать 2-ю авиационную эскадрилью. Кроме центрального аэродрома (он, кстати, сохранился до сих пор), готовились земельные участки под аэродромы на разъезде 217 км, в Устиновке, Святославке, Родничке и М.Грязнухе.С 23 февраля 1932 года студенты школы стали именоваться курсантами, а в учебную программу вошли дисциплины школ ВВС РККА в полном объеме. Изменилась и организационно-штатная структура - появились взводы, роты, батальоны. 2 мая балашовцы провели первую массовую демонстрацию своих самолетов: в воздух поднялись сразу 22 машины, совершив перелет из Балашова в Саратов.3-я авиационная эскадрилья под командованием М.Ключенко сформирована в сентябре 1933 года. Параллельно закончили обучение пилоты второго набора. В числе выпускников была и Анна Широкова, ставшая первой в стране женщиной-летчицей, удостоенной ордена Знак Почета. К зиме 1934 года школа получила 31 планер. К полетам на планерной станции возле села Б.Мелик приступила эскадрилья И.Мишуры. Когда число курсантов достигло 1600 человек, были сформированы еще две аэ. Летом 1938-го в Балашове приняли самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, Р-Z и СТ-3. Уже в ноябре на них поднялись в небо летчики-инструкторы. 16 июля 1939 года 3-я авиашкола ГВФ переименована в Балашовское летное училище ГВФ. Дело шло к войне. ВВС нужны были летчики. В сентябре 1939-го Балашовское училище передано в состав ВВС РККА и на его базе сформирована Балашовская военная авиашкола. Помимо училища в нее вошла прибывшая из Читы 27-я военная школа пилотов - всего четыре учебных авиационных эскадрильи. Для подготовки летных кадров использовалось несколько старых аэродромов и новый - в Ковалевке. В апреле 1940 года началось летное обучение курсантов на самолетах У-2 и Р-5. После его завершения, к августу, курсанты перешли на СБ. А в октябре был произведен первый выпуск с присвоением звания лейтенант. С началом войны на плечи балашовцев легли новые заботы. Теперь, кроме подготовки летчиков, пришлось заниматься формированием авиационных полков для фронта.Уже в конце ноября из Балашова ушел первый - 621-й - иап на самолетах Р-5, а в декабре - 620-й. В 1942-м школа приступила к подготовке летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2. Фронт к тому времени подошел к Воронежу. Почти ежедневно лагерный аэродром Родничок бомбили фашистские Ю-88 и Хейнкель-111. Большого вреда, правда, они не нанесли - все самолеты были группами рассредоточены в радиусе 10-20 км от аэродрома. Однако из-за приближения фронта авиашкола перебазировалась из Балашова в Славгород Алтайского края, где сейчас дислоцируется учебный авиаполк Барнаульского ВВАУЛ. В Сибири школа прожила недолго. В начале 1946 года ее объединили с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия и летом расформировали. А в Балашове 1 августа 1943 года была образована 2-я Военная авиационная школа первоначального обучения (ВАШПО). Постоянный состав для нее (всего 500 человек) прибыл из других школ ВВС Красной Армии. Укомплектовали три авиаэскадрильи. В октябре сформировали еще одну, запасную, из бывших механиков Вольской школы. 1 сентября в Балашове приступили к обучению курсантов на самолете УТ-2. 22 декабря 1943 года вышло постановление ГКО о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. 2-я ВАШПО в апреле 1944-го была переведена в Ртищево Саратовской области, где просуществовала до июля 1945-го, вплоть до расформирования. Часть личного состава и авиатехники приняла 2-я Балашовская ВАШП.Постановлением ГКО было предписано закончить ее формирование к 1 мая и приступить к подготовке летчиков-бомбардировщиков на Пе-2. Летный состав прибыл из Энгельсской, Пермской, Кировабадской авиашкол и Омских курсов командиров звеньев. Формирование было завершено за две недели. К 1 мая школа насчитывала уже 750 человек. С заводов и из строевых частей начали поступать самолеты СБ и Пе-2. Всего были сформированы четыре авиаэскадрильи по 10 звеньев в каждой. Местами их базирования определили аэродромы в Родничке, М.Грязнухе и Балашове. Уже в мае приступили к летной работе. А до этого успешно решили проблему отсутствия на самолете Пе-2 двойного управления: рабочее место штурмана переоборудовали для инструктора. 5 августа 1944 года в школе состоялся первый выпуск военных летчиков - 25 человек. Из них 16, освоивших СБ, остались в Балашове инструкторами. В ноябре и декабре того же года было еще два ускоренных выпуска на самолете Пе-2.В октябре 1945-го школу переименовали во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков (БВАУЛ) ВВС Красной Армии, а в конце года перевели на полковую систему. Сформированы три учебных полка: в Балашове, Сердобске и Петровске. 19 сентября 1947 года БВАУЛ стало называться Балашовским военным авиационным училищем летчиков ВВС Советской Армии. 10 октября решением Генштаба ВС СССР училище передано в состав дальней авиации. А с 5 января 1948 года у него появилось новое название - Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации.Одновременно поступила более совершенная авиационная техника: самолеты Ил-4, УТБ-2, Як-18, несколько позже - Ли-2. Училище перешло на четырехполковой штат: два полка - в Балашове, по одному - в Ртищево и Петровске. В августе 1949 года сформирован пятый полк, в Ртищево, на самолетах Ли-2. Летом полеты проводились как на основных, так и на полевых аэродромах. оБалашовскиеп полки, кроме центрального, использовали аэродромы в М.Грязнухе, на 217 км, в Святославке, Устиновке, Родничке и Турках. Ртищевцы освоили Песчанку, Екатериновку I и II, а полк в Петровске - Дрямово и М.Грязнуху. В 1951-м училище полностью перешло к обучению курсантов на Ли-2. В этот и последующие два года было по три выпуска - всего 2200 человек.В период 1953-1958 гг. возрастает потребность в летчиках для ВТА. В это время училище, переданное в состав ВВС ПриВО, приступило к решению этой задачи. 25 мая 1959 года оно преобразовано в высшее и переименовано в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков.Впервые проведены конкурсные вступительные экзамены. Началось строительство аэродромов с бетонной ВПП. Аудитории и лаборатории оборудуют тренажерами, действующими стендами, макетами. Сформирован учебный полк на самолетах Ил-12, а ртищевский вместо Ли-2 получает Як-18А. В 1962-м курсанты второго курса впервые приступили к полетам ночью на самолетах Як-18У на аэродромах Ртищево, Борисоглебск, Балашов и Сердобск. В следующем году состоялся первый в истории вуза выпуск летчиков с высшим образованием. В их числе были будущие космонавты В.Коваленок и В.Зудов.Два года спустя перед учебно-летным отделом и личным составом двух учебных полков была поставлена задача подготовить к полетам и научить летать: второкурсников - на реактивном самолете чешского производства Л-29 Дельфин, а четверокурсников - на новом транспортном самолете Ан-24. К 1966 году к полетам на Ан-24 были подготовлены две авиационные эскадрильи Балашовского учебного полка. В остальных эскадрильях курсантов обучали на Ил-14. К концу следующего года весь личный состав полка переучился на Ан-24. В 70-е годы сданы в эксплуатацию бетонные полосы на аэродромах Балашов и Петровск, а в начале 80-х - в Ртищево. Аэродромы оборудованы современными системами посадки, что позволило летать днем и ночью в любых погодных условиях. К исходу 1972 года все командиры летных подразделений и их замы получили квалификацию Военный летчик- инструктор 1-го класса. А через два года квалификацию 1-го и 2-го класса имели уже 70% летчиков-инструкторов.Новые возрастные требования при назначении на должность командира корабля потребовали ускорить подготовку выпускников по сложным видам полетов. В связи с этим было принято решение о войсковой стажировке четверокурсников. Весной 1973-го в части ВТА прибыли первые 60 курсантов. Вскоре они приступили к наземной подготовке, а сдав соответствующие зачеты, - к полетам на транспортных самолетах Ан-12. Конечной целью летной практики была подготовка на помощника командира корабля. Выпускники, как правило, назначались в части, где проходили войсковую стажировку. Когда начался массовый перевод частей ВТА на самолеты Ил-76, училище приступило к теоретической подготовке выпускников на этом самолете. Выпускники БВВАУЛ сначала отрабатывали в войсках вопросы эксплуатации, а затем приступали к летной практике. Со временем балашовцы стали стажироваться не только в ВТА, но и в других частях ВВС. С поступлением в Балашов нового транспортного самолета Ан-26, а впоследствии турбовинтового Л-410 чешского производства, была проведена большая работа по созданию учебно-лабораторной базы. Она значительно выросла со сдачей в эксплуатацию нового корпуса, в котором разместились семь кафедр. Здесь были оборудованы методический класс учебно-летного отдела, лаборатории программированного обучения, классы самолета Ил-76. Появились также новые летные тренажеры (самолетов Л-410,Ан-24, Ан-26). С 1991 года на них стали обучать, начиная с первого курса. Группу инструкторов на тренажерах летчика возглавляет сегодня ветеран училища подполковник в отставке В.Акимов. В 1994 году в училище введена новая программа обучения, рассчитанная на пять лет. Выпускникам присваивается квалификация Инженер- пилот со специализацией военно-транспортная, дальняя, морская ракетоносная и морская противолодочная авиация. Летная подготовка ведется в пяти учебных полках: один - на самолетах Л-410, два - на Л-39 Альбатрос и два - на транспортных Ан-24 (26). Для полетов используются аэродромы в Балашове, Ртищево, Петровске, Ряжске и Мичуринске.В связи с сокращением Вооруженных Сил были расформированы старейшие училища летчиков - сначала Оренбургское, готовившее кадры для авиации ВМФ, а затем Тамбовское, специализировавшееся на дальней авиации. Задачу подготовки кадров на тяжелых самолетах всех типов для все родов авиации Вооруженных Сил с 1995 года решает Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации А.А.Новикова. Ежегодно Балашовское ВВАУЛ дает частям ВВС и других ведомств не одну сотню подготовленных пилотов. Сегодня в военно-транспортной авиации все летчики - от помощника командира корабля и выше - балашовцы. К слову сказать, и командующий ВТА генерал-полковник авиации Вячеслав Ефанов закончил это училище. А в 1957 году здесь получил путевку в небо Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин.Всей стране сегодня известны имена отважных летчиков _ выпускников-балашовцев - Евгения Зеленова и Анатолия Копыркина. В августе 1992 года под обстрелом они вывезли из Кабула на Ил-76 персонал российского посольства. Одними из первых в стране удостоены звания Героя Российской Федерации. Всего среди балашовцев 134 (146?) Героя Советского Союза и Российской Федерации. Четверо удостоены этого звания дважды. Три воспитанника БВВАУЛ - Вячеслав Зудов, Владимир Коваленок и Геннадий Сарафанов - побывали в космосе. Гордо называется балашовцем и летчик-испытатель А.Андронов, облетевший в декабре 1990 года в составе сменного экипажа на самолете Ан-124 Руслан вокруг земного шара.Сегодня выпускники Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков помимо решения боевых задач, активно участвуют в перевозках народнохозяйственных грузов, в ликвидации последствий стихийных бедствий, оказывают обширную интернациональную и гуманитарную помощь. Так было всегда, потому что балашовцы не только профессионалы. Они - люди долга и чести. Виктор БЕЛЬЦОВ Источник: "Вестник воздушного флота"

GORA : Балашовское ВВАУЛ сегодня At the main square of Balashov Higher Aviation School alashov South-East, Russia, January 6, 2008 Источник: Airliners.net



полная версия страницы