Форум » Авиационная символика и атрибутика (флаги, знаки, значки и медали, нашивки и шевроны...) » Флаг ВВС (атрибутика) » Ответить

Флаг ВВС (атрибутика)

GORA : Немного из истории флага ВВС. Каждый может дополнить этот раздел интересной информацией... И не забываем оставлять свои отзывы, Уважаемые посетители сего раздела...

Ответов - 3

GORA : Вексиллология - историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и "ягоды одного поля", но различий в их истории предостаточно. Прообразами флагов были военные знаки в виде шестов с различными фигурами на вершинах, иногда украшенные цветными лентами. Такими знаками пользовались с древнейших времён. Известны их изображения на рельефах Древнего Египта и Ассирии. Они помогали полководцу ориентироваться в бою: в любой момент он по знаку мог определить на каком участке находится то или иное подразделение; они же служили своеобразными "маяками" для воинов, заметный издали знак указывал, где находятся свои. В Древнем Риме на шесты стали прикреплять цветные полотнища. Материя крепилась к горизонтальной перекладине, укреплённой на вершине шеста. Римляне именовали такие знаки - "вексиллюм". "Вексиллюмы" стали предками современных флагов. Именно это слово и стало основой для названия исторической дисциплины - вексиллологии. Ныне предмет вексиллологии - флаги, знамёна, штандарты, вымпелы и прочие "флагоподобные" предметы. Широкий интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах нашего века. Вскоре было основано множество специализированных периодических изданий, существующих до наших дней (чешская "Вексиллология", американский "Флаг-бюллетень", английский "Флагмастер", канадский "Флагскан" и другие). Широкой популяризации вексиллологии послужили книги американского флаговеда (флаговедение - альтернативное название вексиллологии, более привычное русскому уху) Уитни Смита. Книги Смита были переведены почти на все европейские языки. В СССР конец 1960-х годов тоже возрос интерес к флагам. Появились первые русскоязычные книги о флагах: "Флаги государств мира" К.Иванова (выдержавшая несколько изданий), книга Мамаева.... .......... Появились и энтузиасты вексиллологии: М.Ревнивцев, В.Курасов, А.Басов и другие. Их именами пестрят иностранные флажные бюллетени 1980-х и 1990-х годов (в СССР, как и ныне в России, специализированного издания по флагам не было). Все вексиллоиды (как иногда называют совокупность изучаемых вексиллологией объектов) можно разделить на две большие группы: флаги и знамёна. Знамя - это единичное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например войсковой частью, считается большим позором. Флаг - наоборот изделие массового производства. Отсюда следуют и его качества: как правило, простота рисунка и простота изготовления. Полотнище флага обычно однослойное (исключением здесь является флаг Саудовской Аравии, сшиваемый из двух частей). Флаг может прикрепляться к древку, а может к шнуру, что позволяет при необходимости поднимать его на флагшток и опускать вниз. Для крепления к шнуру (или флаг-фалу, как его называют на флотский манер) на полотнище флага делается полоска из крепкой ткани, которую опять же на флотский манер именуют шкаториной. Потерянный в бою флаг тут же заменяется другим, аналогичным по рисунку. То же происходит и с флагами, пришедшими в негодность от погодных условий. В древности более распространены были именно знамёна. Их имели подразделения армии (иногда по несколько штук), ремесленные цеха, торговые компании, короли и императоры, да и просто феодалы. Правила классической геральдики позволяли любому обладателю герба иметь и знамя (гербовый штандарт) аналогичного рисунка. Флаги же раньше использовались в основном на море. Морякам было важно издали определить принадлежность корабля. А с большого расстояния было гораздо легче рассмотреть простой по рисунку и большой по размеру флаг. Поэтому флаги на крупных парусных кораблях в XVII-XVIII веке были в длину зачастую более десяти метров, а состояли обычно из цветных полос. Постепенно флаги, используемые в море, "перекочевали" на сушу. Появились народные национальные флаги, а также государственные флаги. Государственный флаг - один из атрибутов государства. Он вывешивается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, выборными органами власти и т.п. Национальный флаг часто повторяет государственный. Его разрешено использовать всем гражданам одной страны. Это знак принадлежности к нации и своего уважения к Родине. Флаг военно-морского флота - главный символ военного флота страны. Поднимается на кормовом флагштоке и служит знаменем корабля. В России флаг ВМФ отличается от государственного, во многих других странах (например, в США) он повторяет государственный флаг. Флаг торгового флота (коммерческий флаг) - флаг для невоенных кораблей страны. Поднимается на корме и символизирует государственную принадлежность судна. Российский триколор до своего "воцарения" долгое время был коммерческим флагом. Флаг армии - флаг, поднимаемый в гарнизонах, при торжественных построениях и других случаях, обусловленных воинскими уставами. В России на сегодняшний день нет флага армии (не было его и в бывшем СССР). Для российской армии более характерны знамёна. Правда, флаг был у военно-воздушных сил. Он поднимался на военных аэродромах и широко использовался в воинских ритуалах. Штурмовой флаг - флаг, выдаваемый солдатам во время боевых действий; может повторять дизайн национального флага, хотя это и не обязательно. Знаменитое Знамя Победы, ныне хранящееся в Музее Вооружённых сил в Москве, является классическим примером штурмового флага. Несколько таких флагов перед боем получили солдаты, штурмующие рейхстаг. Флаг №5 получили Егоров и Кантария. Их флагу и суждено было стать Знаменем Победы. Штандарт - специальный флаг имеющий и функции знамени. Обычно штандарт приписывается определённой должности (штандарт президента, штандарт Министра обороны и т.п.). Штандарт похож на знамя, он богато отделан, постоянно хранится в резиденции или кабинете своего обладателя, покидая его только в крайних случаях; но в то же время копии штандарта украшают транспортные средства вышеуказанного лица. В прошлом штандартом также называли знамя в кавалерии. Оно отличалось от знамени сухопутных частей своими уменьшенными размерами (это делалось для того, чтобы знаменосцу-кавалеристу легче было удержать знамя в руках). Должностной флаг - понятие близкое к штандарту. Обычно должностные флаги используются на флоте. При прибытии на корабль должностного лица его флаг поднимается на стеньге. Комплект должностных флагов хранится на корабле. Вымпел - длинное узкое полотнище с определёнными функциями. Распространён в ВМФ. Брейд-вымпел - короткий вымпел, выполняющий функции должностного флага. В последние годы флаги появились у городов, университетов и институтов, стало модно иметь свой флаг и отдельным фирмам. Последние предпочитают просто помещать на одноцветный флаг свой логотип. Большое количество флагов используется в рекламе..., но это уже не предмет вексиллологии. Источник: "Экскурс в геральдику" О ВЕКСИЛЛОЛОГИИ

GORA : Немного из истории флага ВВС Флаг ВВС Аэродромный флаг авиационных отрядов и их соединений утвержден Постановлением Президиума ЦИК СССР "О флагах и вымпелах Союза ССР" 29 августа 1924 года. Описание флага: "Прямоугольный голубой флаг с отношением длины к ширине 3:2, с золотой бахромой на свободной короткой стороне. На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети ее от верхней кромки флага - желтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звездп, обращенная одним концом вверх и имеющая в центре перекрещенные жёлтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, а звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга. От жёлтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся жёлтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними. В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) чёрного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концом лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти- 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростертыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов желтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга". Есть сведения, что 15 мая 1967 года этот флаг стал флагом ВВС. По свидетельству М.В.Ревнивцева в "Наставлении по производству полётов в Военно-воздушных силах СССР" 1978 года (не переиздававшемся до распада СССР) говорится именно об аэродромном флаге. Постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1980 года (№752) были утверждены описание и рисунок флага Военно-воздушных сил СССР. Практически без изменений было повторено описание Им стал аэродромный флага авиационных отрядов образца 1924 года. Постановление Совета Министров СССР о флаге Военно-воздушных сил СССР CОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 сентября 1980 г. N 752 О ФЛАГЕ ВОЕННО - ВОЗДУШНЫХ СИЛ СССР Совет Министров СССР постановляет: 1. Утвердить описание и рисунок флага Военно - воздушных сил СССР (прилагаются). Рисунок флага Военно - воздушных сил СССР не приводится. Пункт 2 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1980 г. N 752 ОПИСАНИЕ ФЛАГА ВОЕННО - ВОЗДУШНЫХ СИЛ СССР Флаг Военно - воздушных сил СССР представляет собой прямоугольное голубое полотнище, отношение ширины к длине 2 : 3, с золотой бахромой на свободной короткой стороне. На центральной поперечной оси, на расстоянии одной трети ее от верхней кромки флага - желтый круг (солнце), внутри которого - красная пятиконечная звезда, обращенная одним концом вверх и имеющая в центре перекрещенные желтые серп и молот. Круг имеет диаметр, равный одной четверти ширины флага, звезда - радиус, равный 2/3 радиуса круга. От желтого круга к углам и кромкам флага расположены 14 расходящихся желтых лучей, ширина которых у круга равна 1/24, а у кромок - 1/12 ширины флага. Расположение лучей: 4 - к углам флага, 2 - по поперечной его оси, 2 - по направлению, параллельному горизонтальной оси, и остальные - в промежутках между ними. В центре флага расположены: кольцо пропеллера (радиус 1/16 поперечной оси и ширина в половину своего радиуса) черного цвета и пропеллер того же цвета в горизонтальном положении с концами лопастей на расстоянии 1/6 центральной оси в обе стороны от центра флага. Наибольшая ширина лопасти - 3/4 радиуса кольца. Красная звезда поддерживается крыльями, опирающимися на кольцо пропеллера и распростертыми на одинаковое расстояние от главной поперечной оси. Размах крыльев - 7 радиусов желтого круга; промежуток между крыльями (место упора звезды) равен одному радиусу круга. В соответствии с Постановлением от 15.05.1967 Флаг ВВС поднимался (выставлялся) в следующих случаях: - в дни государственных и революционных праздников; - в День Советской Армии и Военно-Морского Флота; - в День Воздушного Флота СССР; - в дни годовых праздников, установленных частям и соединениям в ознаменование дня их сформирования; - на аэродромах во время производства полётов. В праздничные дни флаг Военно-Воздушных Сил выставлялся на зданиях учреждений и заведений ВВС, штабов частей и соединений вместе с Государственным флагом СССР, при этом размеры флага ВВС не должны превышать размеров Государственного флага СССР. При производстве дневных полётов на аэродромах авиации Вооруженных Сил СССР флаг поднимался на время полётов на флагштоке, устанавливаемом в районе КДП (СКП), и опускается после окончания полётов. В дни государственных и революционных, а также воинских праздников флаг Военно-Воздушных Сил использовался для оформления и убранства внутренних помещений Домов офицеров, клубов и конференцзалов при проведении торжественных заседаний и собраний личного состава. Флаг Военно-Воздушных Сил может использоваться постоянно для оформления выставок, посвящённых боевому пути Военно-Воздушных Сил, организуемых в штабах, в Домах офицеров и комнатах боевой славы. Опознавательный знак военных самолётов. Красная пятиконечная звезда с белой и красной каймой была опознавательным знаком советской военной авиации. Опознавательный знак наносится на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, на вертикальное оперение и боковые стороны хвостовой части фюзеляжа. Флаг воздухоплавательных частей Красных военных воздушных сил. утвержден 29 августа 1924 года: "Прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 2:1. В левом верхнем углу крыж голубого цвета,окаймленный чёрным кантом. Крыж представляет из себя квадрат, сторона которого равна 1/4 длины флага. В середине крыжа красная пятиконечная звезда, одним концом обращенная вверх и окаймленная желтым кантом. В середине звезды желтого цвета серп и молот. Радиус звезды равен 1/9 длины флага. По середине красного поля (между крыжем и свободной стороной флага) желтого цвета якорь с крыльями и канатом, одним концом прикрепленным к якорной скобе, обвивающим веретено якоря и спускающимся с левой якорной лапы. Высота якоря равна 9/11 ширины флага, расстояние с середины веретена до конца лапы равно 7/23 ширины флага; диаметр каната равен 1/33 ширины флага. Размах крыльев (вверху) равен 18/23 ширины флага, ширина крыльев на веретене якоря равна 1/5 ширины флага; линия, описывающая верх крыльев, проходит через веретено якоря на расстоянии 1/5 ширины флага от верха якорной скобы и, изгибаясь, идет вверх, касаясь концов штока. Наибольшая ширина крыльев равна 1/3 ширины флага. Размер штока равен 1/8 ширины флага". Военные части и соединения ВВС СССР использовали такие же знамёна, как и части армии. Существовали специальные переходящие и наградные знамена (например, приведенное здесь знамя "от Военного совета ВВС", хранящееся ныне в Музее Вооруженных Сил в Москве). Источник: Армейские знамёна и флаги ВВС СССР; Атрибутика ВВС России.

GORA : Эмблема ВВС Эмблема лётного состава представляет собой перекрещенные пропеллер и крылья. Эмблема технического состава отличается формой крыльев. В центре эмблемы находится красная пятиконечная звезда на фоне поршневого звездообразного мотора. Источник: Атрибутика ВВС России




полная версия страницы